Нарушения психомоторики у детей со стертой дизартрией

0
283

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Различные нарушения психомоторных функций являются распространенным симптомом при стертой дизартрии. И это не случайно, так как анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении, развитии двигательных и речевых зон проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для речедвигательного механизма, а именно: — периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата; — ядра этих нервов, расположенные в стволе головного мозга, — ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные речевые реакции. Если поражаются выше перечисленные структуры, то возникает периферический паралич (парез): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, в результате наступает арефлоксия.

Прежде всего, по данным Э.Я. Сизовой и Э.К. Макаровой (1979), у детей с некоторой задержкой происходит развитие части установочных рефлексов и локомоторных функций. Так, у некоторых обследованных авторами детей наблюдалась невозможность удерживать головку в вертикальном положении до 5-7 месячного возраста, а некоторые дети научились устойчиво сидеть без опоры после 8-9 месяцев, часть детей только после 1 года. Затруднительным, по данным авторов, оказался и переход к прямохождению: часть детей овладели ходьбой лишь в возрасте 2-4 лет; у некоторых детей даже при своевременном начале ходьбы отмечались различные особенности; либо излишне долго наблюдались явления пропульсии, ходьба «рывками», перемежающаяся с бегом, либо овладевший уже навыками ходьбы ребенок предпочитал ползать, либо был излишне осторожен и ходил очень медленно, либо нагружал при ходьбе только передние отделы стопы, длительное время продолжая ходить на носках.

Л.В.Мелехова (1967) отмечает неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю истощаемость. При этом автор указывает, что эти нарушения обнаруживаются нередко лишь в динамике логопедической работы. Среди двигательных расстройств называются и такие, как трудность нахождения определенных положений губ, языка, необходимых для произношения звуков.

Результаты исследования неврологического статуса, проведенного Е.Н. Винарской (1973), Л.В. Лопатиной (2001), Р.И. Мартыновой (1963), Е.Ф. Соботович (1974), показали следующее.

При тщательном обследовании и применении функциональных нагрузок (повторные движения, силовые напряжения) можно выявить симптомы органического поражения центральной нервной системы в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляторной мускулатуре, патологических рефлексов. Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов, которое проявляется в виде некоторого ограничения движения языка в сторону, гинеркинезов. Повторные движения языка вверх, впереди в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а иногда и легкого посинения кончика языка.

Ограничение объема движений глазных яблок в виде легкого недоведения до наружной спайки. При пробе на аккомодацию и конвергенцию отмечались легкие парезы конвергенции. Однако при боковых движениях нижней челюсти у некоторых детей появлялись синкенезии некоторых в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону.

Асимметрия лицевых нервов имелась у детей, главным образом за счет сглаженности правой или левой носогубной складки. Тяжелых расстройств со стороны языкоглоточных и блуждающих нервов у детей со стертой дизартрией не наблюдается. Однако отмечается недостаточное сокращение мягкого неба.

Со стороны двигательной сферы у детей был слабо выраженный парез с денерваторными изменениями мышечного тонуса. Сила мышц у детей была удовлетворительной. Однако большинство детей не сразу включалось в активное сопротивление. Активные движения у всех обследованных совершалось в полном объеме, но были замедленными, неловкими недифференцированными.

Таким образом, М.Б. Эйдинова, Я.Н. Правдина-Винарская, Л.В. Мелехова, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина выделяют следующие неречевые симптомы у детей со стертой формой дизартрии: стертые парезы, наличие гиперкинезов в мимической и артикуляторной мускулатуре, изменение мышечного тонуса, наличие патологических рефлексов (в том числе орального автоматизма). Отмечается ограничение движений языка в сторону, вперед, вверх в совокупности с беспокойством языка при попытке удержания его в определенном положении, потери четкости, координации движений языка, отклонением его в сторону при высовывании, пассивности кончика языка, тремор и повышенная саливация составляют нарушения вследствие поражения подъязычного нерва. Может наблюдаться недостаточное сокращение мягкого неба, а при нарушении иннервации лицевого нерва отмечается сглаженность носогубных складок. В комбинации с указанными выше симптомами могут иметь место косоглазие, ограничение объема движения глазных яблок, птоз.

Необходимо сказать, что особенности речевой моторики у детей со стертой дизартрией обусловлены нарушением функции тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции. Исследование артикуляторной моторики показало, что у всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточными нервами.

Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов у данной категории детей связано с поражением подъязычных нервов (XII пара). Проявления такого поражения многообразны: ограничения движений языка в сторону, вверх вперед, пассивность кончика языка, черезмерное напряжение спинки языка, слабость одной его половины, беспокойство языка при попытки удержания его в заданном положении, недиференциронность движений кончика языка напряжение языка при ускорении темпа движений, нарастающее утомление мышц, потери четкости, координации, повышении саливации, отклонение языка в сторону при высовывании, фибриллярные подергивания.

Со стороны тройничных (Vпара), языко-глоточных (IX пара), и блуждающих (X пара) нервов тяжелых расстройств, как правило, не наблюдается. В некоторых случаях могут отмечаться недостаточность сокращения мягкого неба, отклонения маленького язычка в сторону с легким парезом небной занавески противоположной стороны, свидетельствующее об одностороннем поражении язычного и блуждающего нервов.

Асимметрия лицевых нервов (VII пара) отмечается за счет сглаженность носогубных складок справа и слева, что соответственно вызывает недостаточное оскаливание зубов, неравномерное надувание щек.

В практике чаще всего встречается комбинация эти нарушений. Отмеченные состояния черепно-мозговых нервов при стертой форме дизартрии носят, как правило, стойкий, постоянный характер.

Как отмечают М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарская (1969), слабость этих нервов, наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции отражается не только на артикуляции отдельных звуков, но и на переключении с одного звука на другой, на плавности и последовательной смены артикуляторных движений, автоматизации речи, то есть на компонентов, имеющих существенные значения для развития правильной речи ребенка. Движения мимической, лицевой мускулатуры и артикуляторного аппарата у этих детей характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, часть их выполнятся вяло с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме. Особенно часто нарушаются дифференцированные движения кончика и спинки языка, губ. Для одних детей характерна некоторая скованность, невозможность выполнения более сложных движений, для других – двигательное беспокойство, наличие гиперкинезов языка и лицевой мускулатуры, трудность или невозможность нахождения и удержания заданного положения артикуляторных органов, наличие синкинезий (например опускание век при открывании рта, движения нижней челюстью при поднимании языка вверх, пальцев рук при выполнении артикуляторных заданий и д.т.). При переключении речевых движений переход от одного состояния к другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Иглоукалывание для омоложения лица, акупунктурный лифтинг, пунктурное омоложение лица, Роганин И

Таким образом, у детей со стертой дизартрией оказывается нарушенной, как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются, произвольные движения языка, динамической координации — воспроизведение одновременных движений.

Особенности общей моторики при стертой форме дизартрии проявляются в ограничении объема движений, их неловкости, замедленности. Характеризуя состояние двигательной сферы, одни исследователи (Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, 1974; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1981) отмечают наличие активных движений в полном объёме. Указывая при этом, что эти движения являются неловкими, замедленными, не дифференцированными. Другие исследователи (Р.И. Мартынова, 1963; Л.В. Лопатина, 1994; 2001, 2003) отмечают ограничения в движении как верхних, так и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны. Это указывает на наличие односторонних паретических явлений в конечностях. В таких случаях, сила в мышцах на стороне пореза оказывается сниженной, а тонус слегка повышенным. При этом моторная недостаточность у детей со стертой дизартрией оказывается наиболее выраженной в случае необходимости выполнения движений, требующих точности и четкости выполнения.

Ручная моторика страдает в большей степени, чем общая, особенно при необходимости сделать тонкие дифференцированные движения пальцами рук. По данным Л.В. Лопатиной (2003) недостатки тонкой моторики проявляются в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений, при этом отмечаются добавочные движения, персеверация, перестановки, нарушения оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряжено, по речевой инструкции с проговариванием их последовательности. Наибольшие трудности вызывает одновременное выполнение движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движения. Кроме того, наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений.

– У дошкольников со стертой дизартрией отмечается существенное отклонение как в артикуляционной, так и в общей и тонкой моторике. Реализация двигательной программы при стертой дизартрии нарушается за счет несформированности операций внешнего оформления речевого высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений.

– Движения мимической, лицевой и артикуляторной мускулатуры характеризуются быстрой истощаемостыо, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, полного объема. Особенно часто нарушаются дифференцированные движения кончика, спинки языка и губ. Особенности общей моторики при стертой форме дизартрии проявляются в ограничении объема движений, их неловкости, замедленности. Недостатки тонкой моторики проявляются в нарушении точности, быстроты, одновременности и координированности движений. А наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, а точнее работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

– Анализ литературы показал, что общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных изучению психомоторики у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэтому проблема исследования у них состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также определение наиболее эффективных средств и методов коррекции психомоторики у данной категории детей продолжает оставаться актуальной.

Список литературы:

1. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофобией и методы коррекционного воздействия. // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. — М. – 1981. — С.103-114.
2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб.: Союз, 2001. – 191с.
3. Лопатина Л. В., Серебрякова Я. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учебное пособие к спец. курсу. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб.: Образование, 1994. – 91с.
4. Лопатина Л.В. Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией. // Психологическая наука и образование. – 2003. – №2. – С.31-36.
5. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и её исправление / Л.В. Мелехова, М.Ф. Фомичёва. – М.: Просвещение, 1967. – 96с. 6. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Очерки по патологии речи и голоса. – М.: Учпедгиз, 1963. – Вып. 2. – С.34–48.
7. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков. // Очерки по патологии речи и голоса. – М.: Учпедгиз, 1963. – Вып. 3. – С.98.
8. Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевыенарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. — С.89-98.
9. Винарская Е. Н., Пулатова А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент: Медицина, 1973. – С.9-130.
10. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы их диагностики. // Дефектология. – 1974. – № 4. – С.20–26.
11. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и их преодоление. – М.: Просвещение, 1969. – 173с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь